Итак, если упрощенно обозначить основные варианты геометрии намотки лески на шпулю, то таковых будет три. Это прямой конус, при котором диаметр массива намотанного шнура в задней части шпули заметно больше, чем в передней, цилиндр и обратный конус, в котором соотношение диаметров противоположное тому, что в конусе прямом.

С точки зрения обеспечения максимальной дальнобойности приоритет вроде бы у прямого конуса - с соответствующей шпули леска при забросе сходит с минимальным сопротивлением. Поэтому до сих пор некоторые карповые или морские береговые катушки исполнены со шпулями этой геометрии. Однако есть проблема, состоящая в том, что при использовании плетеных шнуров (особенно – если еще и практикуется рывковый стиль проводки, следствием которого является не всегда плотная укладка шнура) верхние сбегающие витки увлекают за собой нижние. Итог малоприятный – «борода»… Именно из-за этого, пусть и немного в ущерб дальности заброса, профиль намотки решили поменять в сторону обратного конуса. Сама идея в первый момент могла показаться парадоксальной – ведь такая геометрия создавала сопротивление сбеганию шнура через бортик шпули, но главное – она очень сильно препятствовала сдергиванию нижележащих слоев. И потому обратный конус, будь он в версии «по Shimano» (регулируемый) или «по Daiwa» (врожденный), быстро стал набирать популярность. Более того, «шимановский» подход мы стали успешно сочетать с «дайвовским», то есть меняли шайбами профиль намотки даже у тех катушек, что уже изначально комплектовались шпулями геометрии ABS.

От простого – к сложному

Первое время мне казалось, что регулировка намотки шайбами – дело совершенно тривиальное. Берем новую катушку, наматываем на нее шнур. Прикидываем, что получается. Если цилиндр или прямой конус, то сматываем шнур, убираем шайбочку, что насажена, подобно колечку в детской пирамидке, на ось катушки между звездочкой и шпулей, и наматываем шнур снова. Как правило, результат нас устраивает: получается небольшой крутизны обратный конус, то есть та геометрия, что сейчас считается оптимальной. Но это – если не вдаваться в детали. А в них имеет смысл вдаваться. А порою это просто необходимо! Поэтому поговорим о вариантах и подробностях.

Если мы говорим об относительно простых катушках, то их подшпульный узел выполнен весьма просто и единообразно: одна средней толщины пластмассовая шайба с круглым или прямоугольным небольшим отверстием посередине. Очень легко снимается и, если надо, возвращается на место. Но нередко бывает так, что снятие этой шайбы влечет за собою неожиданно не самые приятные последствия. Например, обратный конус получается  уж очень  резким  (это тоже плохо,  о чем мы

Задать вопрос автору